Природная пища Человека — Глава 2
Доброго всем времени суток, сегодня мы ознакомимся со второй главной книги Природная пища человека. В этой главе вы узнаете как применяться свой рассудок и знания в здоровом образе жизни. И чем же на самом деле должен питаться человек по своей природе.
II. Указания рассудка и знания, как мы должны питаться.
Я уже сказал, что первые указания, как нужно питаться, даёт нам инстинкт — собственная наша природа. Но кроме инстинкта, есть другия указания; они даются нам рассудком и знанием, или наукой. Логическое рассуждение о том, чем мы должны питаться, на основании сравнительной анатомии, физиологии, этики, антропологии, политической экономии, преданий религии и в особенности гигиены, приводят к неопровержимому выводу, что человек по природе своей не принадлежит к породе хищных, как кошка, собака. ястреб, ни к травоядным, как бык, лошадь, верблюд, ни к всеядным, как свинья, медведь и другия, а к какой-то другой породе, именно — к породе плодоядных, подобно самым развитым обезьянам, т.е. человекообразным (приматам): горилла, шимпанзе и орангутангь ближе всего подходят к человеку. Все особенности устройства нашего тела исключают всякое сомнение: устройство рук, сочленение челюстей, зубы, форма желудка и кишечного канала, желчного пузыря и слепой кишки, нервная система, устройство мозга, перистальтическия движения желудочно-кишечного пути и т.д. Приведение всех доказательств «плодоядной» — даже «злака-плодоядной» натуры человека на основании вышеперечисленных отделов науки вывело бы меня далеко за пределы настоящего труда, а потому я ограничусь только некоторыми необходимыми доказательствами.
В библии сказано (Бытия I, 11—12): «И сказал Бог: да произрастёт земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле: и стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо». По сотворении человека (Бытия I, 28—30) читаем: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу, и стало так». Итак книга, передающая предание о сотворении мира, ясно отличает человека, как злако-плодоядного от животных травоядных. О плотоядных или хищных не говорится вовсе, что служит традиционным доказательством, что хищничество в природе — явление анормальное.
Выше различалось два рода растительной пищи: зелень травная (огородная зелень) и трава, сеющая семя (злаки). В главе же II, 8—9 Бытия читаем дальше: «И насадил Господь Бог сад в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи».
Первая буддийская заповедь гласит: «не убей»; такая же заповедь есть у евреев и христиан. Христос повелевает (Марк XVI, 15) ученикам Своим разойтись по всему миру и «проповедывать евангелие всей твари». Здесь Христос завещает миру любовь и справедливость и к зверям.
Один из греческих реформаторов, Триптолемий, говорит: «Знайте же, что мясо животных не для вас; кто убивает для съедения животное, тот должен будет умереть, потому что уже перестал быть человеком». Сократ говорил: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше, сколько требует твой голод и жажда. Чем меньше у человека потребностей, тем он больше приближается к степени богов, которые не знают никаких нужд».
Известный Бернарден де Сен-Пиерр учил: «Дети должны приучаться к растительной пище, которая для человека природная. Народы, питающиеся растительностью, самые сильные и самые красивые; меньше всего подвергаются болезням и пагубным страстям и доживают до глубокой старости. Вегетарянство производит благотворное влияние на красоту тела и равновесие души». Ламартин утверждал, что «прийдёт время, когда люди будут питать такое же отвращение к животному мясу, какое питают теперь к человеческому». Гумбольдт тоже сказал, что вследствие привычки есть животное мясо человек чувствует меньшее отвращение к людоедству.
Весьма многие выдающиеся люди всех веков были теоретическими или фактическими последователями вегетарианства; мотивы y них были различные: y одних этические, y других экономические. А.ф. Гумбольдт говорит: «Известное пространство земли, которое в Европе, засеянное пшеницей, может прокормить 10 человек, — с трудом прокормит одного, занимающегося скотоводством, а в Мексике, засаженное бананами, может прокормить около 250 человек». Известный Шелли в своём сочинении «Queen Mab» говорит: «Польза, которую принесёт реформа в питании, будет несравненно больше всякой другой реформы. потому что она коснётся самой сущности человеческого зла. Всех, кому дорого счастье и правда, я умоляю посвятить своё внимание изучению вегетарианства!»
Д-р Нагель пишет: «Если родители дают своим детям суп и мясо вопреки их природе, то через это усиливается кровообращение, в крови происходит сильное волнение, делающее кровь восприимчивой к воспалением и сильным приливам. Дети, правда, тогда румяны, полнощёки и «цветут здоровьем», но это не настоящее, а призрачное здоровье. Они подобны румяному яблоку, в котором гнездится червяк и подтачивает их здоровье, — малейший ветер сваливает их с дерева».
Насколько благодетельно действует растительная пища на рост детей, могут подтвердить опыты, произведённые в сиротском доме в Албании, на берегу Гудзона. Когда в 1829 году, — говорит д-р Комбе, — открыли приют на 70 человек, 4—6 детей постоянно лежали в больнице. Прошло три года, и стали кормить детей растительной пищей, и тогда больница стала пустовать. Дети стали бодрее и веселее, активней и общительнее. До того времени бывало ежегодно по нескольку смертных случаев, теперь в течение нескольких лет не было ни одного. Профессор Грагам говорит об этом приюте: «Последствия вегетарянского питания для детей так очевидны, что их нельзя не заметить и не признать. Умственные и физическия силы этих детей блестяще развились, их наблюдательность и понятливость привели меня в изумление. В виде опыта некоторое время давали детям вместо хлеба из цельной пшеницы — ситный и булки. В скором времени последствия получились до такой степени отрицательные, что пришлось снова вернуться к хлебу из цельной пшеницы, и тогда дети стали снова поправляться».
Знаменитый Бекон сказал: «Дети обыкновенно с мясом воспринимают всякие преступления». Либих в позднейших своих произведениях признал ошибочность своих выводов относительно мясных экстрактов своего имени. Д-р Алькот в свою очередь сказал: «Пока человечество будет употреблять мясную пищу, до тех пор напрасны будут все усилия излечивать болезни». Наше обхождение с животными служит лучшим мерилом и поступков с людьми. Кювье, пользовавшийся у Вирхова репутацией лучшего сравнительного анатома, выразился так: «Человек не похож ни на одного из хищных; по количеству и расположению зубов он ближе всего к орангутангу, животному плодоядному. Равным образом и кишки человека соответствуют растительноядным. Весь организм человека, в каждой важнейшей части, соответствует растительному питанию. Правда, что неохота к воздержанию от мясной пищи так велика, что много лиц слабых духом не в состоянии побороть себя, но это нисколько не говорит в их пользу. Овца, которую матросы в течение известного времени кормили мясом, под конец плавания стала отворачиваться от своей природной пищи. Есть примеры, что лошади, овцы, быки, даже голуби, кормленые мясом, в конце получали отвращение к своей природной пищи».
Профессор Овен в «Odontography» (стр. 471) пишет: «Обезьяны, так похожие на человека, питаются плодами, зёрнами, ядрами орехов и другими плодами, в которых образуются самые вкусные и самые питательные ткани в растительном мире. Большое сходство между зубами у четвероруких и у человека указывает на то, что человек создан для питания плодами». У Пуше в сочинении «Pluralité dе la race humaine» встречаем такое мнение: «Высказали великую истину, называя человека плодоядным. Все особенности как его желудочно-кишечного пути, так и устройства зубов доказывают это блестящим образом». Привожу здесь ещё мнение проф. Лаверенца из сочинения его «Zectures on physiology» (стр. 189—191): «Устройство зубов у человека не имеет ни малейшего сходства с зубами плотоядных. Хотя у человека и есть клыки, но они не выдаются, как у плотоядных животных, и не исполняют тех функций, что y них». Присмотревшись внимательно к зубам, челюстям и непосредственным органам пищеварения, мы приходим к убеждению, что человеческий организм ближе всего подходит к организму высшей породы обезьян, которые все, без исключения, в диком состоянии — плодоядные. Число больниц и домов для умалишённых растёт с удивительной быстротой. В той же прогрессии увеличивается число страдающих нервными, мозговыми, желудочными и лёгочными болезнями; так же возрастает число алкоголиков. В журнале «Médicine usuelle» (нояб. 1876 г.) читаем: «С боязнью смотришь на упадок человеческого рода». Известный профессор Фонсагрив в классическом своём произведении: «Entretiens familiers sur l’hygiène» (стр. 8) говорит: «Никто не станет возражать, что уровень здоровья и телесной силы замечательно быстро, даже заметно понижается. Рост мельчает, мускулы атрофируются, чистота расы и гармония пропорциональности частей тела постепенно исчезают». Все государства Европы должны были уменьшить размер груди и роста при воинских наборах, потому что не хватало людей нормальной меры. Некоторые государства вторично даже сбавили меру. Все эти явления находятся в прямой связи с количеством потребляемых человечеством наркотических средств: мяса, алкоголя и табаку.
Все эти мнения людей науки я привёл не потому, что сам ищу доказательств в авторитетах, но потому, что есть многие, которым «авторитеты» необходимы, которые авторитеты ставят выше своего мнения; наконец, есть и такие, y которых нет возможности и досуга решать эти вопросы. Вообще же опытные пути для всех открыты, и задача настоящей статьи есть указание этого пути.
Прежде чем продолжать дальше, я попытаюсь ещё раз бросить общий взгляд на жизнь в природе, чтобы объять её в более цельном виде. Итак мы видим, что минеральное царство в природе существует для того, чтобы производить царство растительное. Ни одно растение не может питаться, т.е. пополнять свои клетки из мира растительного же или животного. Как растительные, так и животные клетки должны прежде разложиться на свои составные минеральные части, прежде чем служить пищей растениям. Растения, выращенные на слишком свежем навозе, постепенно чахнут; унавоженные же свежими трупами — болеют и гибнут. Так точно болеет и гибнет человек, который, вместо того, чтобы питаться клетками растительного царства, употребляет в пищу животные клетки (мясо) и минеральные вещества: соль, лекарства и пр. Итак, значит царство минеральное предназначено для поддержания существования царства растительного; растительное, в свою очередь, — для существования царства животного с человеком включительно. Человек же, по аналогии, должен производить высшее, совершеннейшее — дух. В природе скачков не бывает, а существует только постепенный переход. Оттого-то мир животный не в состоянии присваивать себе элементов из мира минерального; эти последние должны быть предварительно организованы в мире растительном, что мы ежедневно наблюдаем в жизни и что подтвердила наука.
Приняв всё это в соображение, мы придём к тому заключению, что инстинкт и разум безошибочно указывают нам, как мы должны питаться: что нам вредно и что полезно. Пользуясь этими двумя руководящими силами, я подхожу теперь к определению: чем человек должен питаться и как.
Добавить комментарий